Весной 1907 г. при поддержке богатых и влиятельных людей Икицохуровского улуса гелюнга Джомак Гонтиева, зайсанга Церена Бадмаева, простолюдинов Джала Гакова и Улюмджи Лиджиева - Агван Доржиев руководил строительством деревянного сюме (храма) и домов для учащихся и учителей 2-й буддийской школы в урочище Санзыр Икицохуровского улуса. Для строительства было пожертвовано 70 тыс. руб. Весть о строительстве дошла до астраханского губернатора, и для расследования он послал чиновника по особым поручениям Кардаева. В августе 1907 г. Кардаев доносил, что в урочище Санзыр заканчивается строительство школы, возле постройки размещены 25 войлочных кибиток, где живут будущие ученики этой школы. Возглавляет учеников гелюнг Сегальтя Добдонов, тибет
Строительство Цанит-Чоре и жилья для учеников в урочище Амта-Бургуста Малодербетовского улуса началось весной 1906 г., когда в очередной раз А.Доржиев прибыл в Калмыкию. За очень короткое время, с весны до осени того же года, построили 35 домов на денежные средства, пожертвованные Далай-ламой. А. Доржиев пожертвовал 5000 руб. Кроме того, построили лавку, хлебопекарню.
А. Доржиев добивался не только свободы вероисповедания, но и стоял за обновление буддизма, усовершенствование религиозной пропаганды, поднятие культурного уровня духовенства. Выполняя свой план, А. Доржиев взялся за основание высших конфессиональных школ в Калмыкии. Они, по его мнению, должны были стать центрами подготовки ученых лам, знающих европейскую и национальную культуру, тибетский и монгольский языки, историю, астрологию, медицину и т.д. К 1907 г. первая высшая буддийская школа, основанная при Дунду хуруле багшой Б. Менкеджуевым, после его смерти закрылась.
Эти поездки показали А. Доржиеву, что часть калмыцкого духовенства не соблюдает требований обета, есть среди них те, кто совершает недостойные поступки: пьянство, картежные игры, спекуляцию, шарлатанство и т.д. Эти причины и побудили его, на мой взгляд, быть в гуще событий и принимать самое активное участие во всех начинаниях калмыцкого духовенства и интеллигенции. Он был уверен, что возрождение культуры может и должно произойти на почве буддизма, который является составной частью национальной культуры.
Так, малодербетовский попечитель в своем донесении в Управление калмыцким народом (далее УКН) от 17 апреля 1902 г. сообщал, что А. Доржиев от имени Далай-ламы XIII привез зайсангам Талтаеву иP Ц. Бадмаеву бронзовые изображения бурханов; приношения калмыков тут же раздает беднякам. На богослужении в Абганерах А. Доржиев резко говорил о недостатках калмыцкого духовенства, возмущался непониманием большинством духовенства своей религии и обязанностей и призывал всех не злоупотреблять спиртными напитками и табаком. Попечитель из разговоров с калмыками выяснил, что А. Доржиев в будущем году планирует посетить Александровский улус, о духовенстве которого он отзывался резко: «Подобная распущенность нравов роняет совер\шенно значение религии». А. Доржиев из талтанкинова хурула в сопровождении гелюнга Талтаева - брата зайсанга Б. Талтаева 16 января прибыл к владельцу Ц. Буюнтукову, от него отбыл к зайсангу Б. Онкорову в урочище Харан-Худук. Здесь он принимал посетителей, которые делали приношения «самые ничтожные, вроде серебряных гривенников, двугривенных полтинников и рублевых». Эти факты известны из донесения старшего полицейского, стражника Тихова, которому было предписано следить за действиями А. Доржиева еще в декабре 1901 г. Действительно, власть следила за каждым его шагом, собирала сведения о поездках, службе и знакомствах. Так, 17 апреля 1902 г. в УКН попечитель Харахусовского улуса доносил, что А. Доржиев 18-20 февраля посетил Харахусовский и Эрдниевский хурулы, совершал службу не за плату, пожертвования от 2 коп. до 5 руб. хамбо тут же раздавал простолюдинам, гелюнгам - священные зерна. В июле 1902 г. А. Доржиев посетил Ики-цохуровский улус и остановился во 2-м Чойкорлинг большом хуруле, где встречался с зайсангом Леджином Арлуевым. В южной части Малодербетовского улуса хамбо А. Доржиев совершил службу в Ульдючинском хуруле.
В январе 1902 г., прибыв в Калмыкию, он сначала посетил попечителя Малодербетовского улуса, оттуда отправился в Дунду хурул, а затем в хурулы талтанкинова рода, а также багацохуровцев и икицохуровцев. В это же самое время всем попечителям улусов поступило распоряжение от астраханского губернатора вести негласное наблюдение за деятельностью А. Доржиева, особенно за сбором пожертвований.
Действительная позиция А. Доржиева была зафиксирована в 1902 г., когда он в очередной раз совершил поездки по калмыцким улусам и хурулам, и на этом стоит остановиться более подробно.
В Петербурге А. Доржиев познакомился с Овше Норзуновым - зайсангом Болыпедербетовского улуса, чиновником по делам Тибета при МИДе, которого он отправил в Тибет с донесением о результатах переговоров. В ожидании О. Норзунова с ответом из Лхасы, А. Доржиев в 1898 г. предпринял поездку в Калмыцкие степи. Из секретного донесения попечителя Малодербетовского улуса видно, что 24 марта к старшему багше Дунду хурула Бааза багше прибыл инородец Забайкальской области Верхне-Удинского округа Хоринского ведомства ганзотского (галзутского) рода Агван Доржиев с переводчиком-инородцем той же области Дылгыром Шагбуровым. Астраханский губернатор генерал-лейтенант М.А. Газенкампф распорядился о немедленном удалении А. Доржиева под предлогом того, что его «целью является эксплуатация религиозного чувства калмыков, выманивание денег… что такие поборы есть обирание народа… без того достаточно обедневшего». После 1898 г. А. Доржиев неоднократно посещал Калмыкию, его заботило состояние буддийской религии и в Бурятии, и в Калмыкии, и особенно - состояние калмыцкого духовенства.
Как официальный представитель тибетского правительства он прибыл Петербург в 1898 г., чтобы установить дружественные отношения с Россией и заручиться ее поддержкой в борьбе с экспансионистскими притязаниями Англии.
А. Доржиев, выходец из улуса Хара-Шибирь Хоринского ведомства Забайкальской области советник Далай-ламы XIII Тубдэн Джамцо, принимал активное участие в судьбе калмыцкого духовенства. Знакомство его с багшой (настоятелем) Дунду хурула Малодербетовского района Бааза Менкеджуевым во время путешествия последнего в Тибет в 1891-1894 гг. положило начало их Дружбе и тесному сотрудничеству.
О том, как были основаны высшие конфессиональные школы Цанит-Чоре, известно из письма А. Доржиева М.И. Калинину, председателю ЦИК СССР, в 1932, 1935 гг. в связи с их закрытием: «В 1906 г. по желанию Далай-ламы я был командирован к калмыкам для устройства буддийской философской Академии. Калмыцкий народ имел в то время немалое число религиозных центров (хурулов), но ни одной специальной школы для регулярного преподавания буддийских дисциплин. Далай-лама дал средства для устройства такой школы, которая была встречена живейшим одобрением со стороны калмыцкого народа. Я предпринял соответствующие шаги перед тогдашними властями и тогда же заявил, что все сооружения помещений и оборудование буду я производить за свой счет, чтобы эти расходы не легли (тяжелым) бременем для населения. Согласие астраханского губернатора было мною добыто с большими трудностями».
Высшие буддийские школы Цанит-Чоре (цаннид чойра, чоре, чори), основанные лхарамбой Агваном Доржиевым, были значительным явлением в истории буддизма Калмыкии в начале XX в. Есть публикации о закрытии этих школ, но нет ни одной, посвященной истории основания и функционирования этих школ.
«Золотая обитель Будды Шакьямуни»
«Ваше присутствие здесь это наше моральное сопротивление несправедливости, насилию и репрессиям. Моральное сопротивление в защиту идентичности народа и права всех и каждого из нас на выражение собственной духовности и культуры», - сказал мэр Рима Джанни Аллеманно
Высшие конфессиональные буддийские школы Цанит-Чоре в Калмыкии | Буддизм в Калмыкии
Комментариев нет:
Отправить комментарий